Мануал

История АрксаРолевая системаСистема магииРасы
Рассказ старца
Вокруг седовласого старца в бедной одежде, устало сидящего в кресле, собрались дети, полные нетерпеливого любопытства. Самые младшие перешептывались с приятелями и хихикали, но все притихли, когда старик своим скрипучим голосом начал рассказ. «Итак, дети, — начал старец, — мир, в котором мы живем, не всегда был таким, как сейчас. Давным-давно все люди жили не в твердыне, а на поверхности земли. Над их головами было что-то, что они называли синим небом, в котором летал кристально-белый дым, который назывался облаками».
Недоверчивый шепоток детей заставил старца на мгновение прерваться.

«Вам лучше поверить мне! Прекрасное солнце некогда согревало весь мир своими волшебными лучами. Люди могли выращивать овощи без всякой магии, благодаря плодородной почве и солнцу. Тогда гоблины, тролли, драконы и демоны жили так далеко от людей, что люди почти не встречались с ними. Но все достижения нашей цивилизации погибли вместе с погасшим солнцем. Один день неузнаваемо изменил мир. Тень ночи навечно накрыла Аркс. С того проклятого дня смертельный холод властвует на поверхности. Все живое там погибло или бежало в глубины матери-земли, подобно нашему народу. Эти древние шахты гномов стали домом для всех, кто смог спастись от ледяной смерти. Пришла тьма».

Возгласы изумления и недоверия сопровождали рассказ старца. Рассказчик помолчал, давая слушателям поразмыслить о его истории, а затем продолжил:

«С того рокового дня лишь члены Гильдии путешественников перебирались от убежища к убежищу в поисках выживших. Здесь, внизу, установилось равновесие. Каждая раса выбрала себе подходящий ярус и стала жить обособленно. Сегодня мы выращиваем пищу с помощью магии; без магии мы зачахли бы много лет назад».

«Часть нижних ярусов принадлежит гоблинам и крысюкам, которые питаются отбросами и прочей дрянью, а также тем, что крадут у людей. Ланшир Справедливый — добрый и воистину справедливый король, защищающий нас от зла, скрывающегося за стенами нашей твердыни. Вы живете здесь и счастливы, поскольку не знаете иной жизни. Послушайте меня и вообразите, как прекрасна жизнь снаружи, под лучами солнца, а не в туннелях и пещерах, освещенных лишь факелами и заклинаниями магов!»

Словно в ответ старику пламя факелов вдруг затрепетало, и стены почти погрузились во тьму. Лишь небольшой круг света остался посреди комнаты. Испуганно поглядывая на дрожащее пламя, дети придвинулись поближе друг к другу, ища тепла и поддержки.

«Но теперь появилась возможность спастись! — неожиданно воскликнул старик. — Могущественный бог, обладающий силой, способной изменить наше существование, вернуть нам солнце. — Вздохнув, старик примолк ненадолго. — Но это уже другая история. Сейчас я слишком устал, оставьте меня одного. Тихо, тихо, сорванцы, придете в следующий раз…»

Рассказ капитана стражи
«Папа, папа! Сегодня я слышал истории про троллей и гоблов. Расскажи мне о них, папа! Старик еще говорил что-то про драконов… они в самом деле бывают? Пожалуйста, папа, расскажи!»

«Ладно, сын, я знаю: пока я не расскажу, ты не утихнешь. Только они называются гоблинами, а не гоблами, запомни!». Капитан стражи мягко подтолкнул сына к стульям, стоявшим вокруг старого деревянного стола, и сам уселся рядом с мальчиком.

«Королевство Аркс — дом людей, — начал капитан свой рассказ. — Мы живем под властью и защитой короля, доброго и мудрого Ланшира. Маленькие люди, которых ты временами встречал на рыночной площади, зовутся гномами. Они умелые мастера и могут сделать и починить все, что угодно. Обычно они дружелюбны по отношению к людям. Торговые отношения между нами существовали очень долго. Позже, по-видимому, случилась какая-то ужасная ошибка — и все изменилось. Я не видел гномов очень долго, они ушли подальше от других рас, на нижние ярусы подземелья».

Капитан отпил из своей кружки, накрыл ладонью маленькую руку сына и продолжил: «Теперь о троллях. Они живут ярусом ниже нас, скрываясь от людей. Они высокие, как каменные колонны и очень, очень сильные. С другой стороны, они не слишком ловкие, к тому же безобразные. На другом ярусе нашего убежища живут гоблины, безобразные, подлые существа. Они пользуются глупостью троллей ради своей выгоды. Вот почему тролли иногда работают и сражаются вместо гоблинов. Сами гоблины очень агрессивны, и говорят, что они нападают на людей и похищают их. Конечно, такого никогда не случается рядом с городом с тех пор, как мы начали охранять наших людей. Теперь стоит упомянуть о сестрах Эдерней. Ходят слухи, что у этого ордена магов, состоящего из женщин-змей, есть прекрасный храм несколькими ярусами ниже нашего. Я никогда не видел ни одной женщины-змеи, но говорят, что они прекрасные и могущественные волшебницы».

После очередного глотка вина капитан помрачнел: то, о чем он собирался говорить, ему не нравилось… «Я не уверен, что ты достаточно взрослый, чтобы слушать об этом, но никто не может быть слишком юным для того, чтобы научиться отличать добро от зла, рядящегося в одежды добра и соблазняющего нас. Существует культ, называемый культом Акбаа. Эти люди — безумцы, последователи злобного бога Акбаа. Они убивают других людей без всякой причины и делают другие ужасные вещи. Их главу, верховного жреца, зовут Исербиусом. Запомни: он очень опасный человек, берегись его, милый сын, берегись! Илсиды… никто из нас не знает, откуда они берутся. Я слышал, что они непревзойденные воины, обладающие великим мастерством и силой».

Капитан посмотрел на сына и увидел слезы, стекавшие по его щекам. «Эй, не тревожься, сынок: никакой Илсид не одержит верх над твоим отцом, верно? К тому же могущественные Силибы, управляющие всей жизнью во Вселенной, не позволят нам погибнуть, понимаешь? Они пришлют кого-нибудь нам на помощь, и Акбаа придется худо!».

Эти слова вернули улыбку на лицо мальчика, но тут же он сладко зевнул. Отец подхватил его своими сильными руками и отнес, засыпающего, в постель.

Пророчество старца
«А-а-а, снова вы, ребятня… Итак, сегодня я расскажу вам о могучем Акбаа». Вновь дети сели возле старика, в круге света от горящих факелов, и вновь готовы были ловить каждое слово, сказанное старцем.

«Как я уже рассказывал вам в прошлый раз, из стен, окружающих нас, нет выхода. Снаружи лишь холод, одиночество и смерть. В то время, когда мир на поверхности погибал, и все расы бежали в подземелье, между разными расами были заключены договоры о мире и помощи. Однако сейчас старые правила и договоры уже не действуют. Постоянно случаются стычки между гоблинами, троллями и людьми. В эти дни хаоса тьма и ложь поселились среди нас. Бог смерти желает властвовать над всем сущим и помочь нам. Ну, кто помнит его имя, а?». После этого вопроса на несколько мгновений воцарилась тишина, которую нарушил сынишка капитана стражи: «Акбаа?».

«Верно, сынок, Акбаа…» — старик повторил это имя столь грозным тоном, что детей охватил трепет. Казалось, стены отзываются эхом на каждое слово.

Характеристики и Навыки персонажа описаны тут
Повышение уровня
При создании персонажа вам доступно 16 очков характеристик и 18 очков навыков, которые вы можете распределить по желанию. В начале игры ваш персонаж имеет 0-й уровень и 0 очков опыта. Каждый раз при повышении уровня персонажа вы получаете и сможете распределить некоторое количество дополнительных очков характеристик и навыков.

Оружие и доспехи
Помните, что даже если вы сумели найти редкое оружие или доспехи, вы сможете воспользоваться ими только при условии, что ваши физические характеристики и соответствующие навыки развиты в достаточной степени. Зачарованное оружие и доспехи могут изменять ваши характеристики и навыки в лучшую сторону, а проклятые вещи — влиять негативно.
Оружие и доспехи обладают некоторой начальной прочностью и изнашиваются при использовании. Если вы не в состоянии оплатить починку ваших вещей, вы можете починить их сами (например, оружие можно чинить с помощью молота и наковальни) — в том случае, разумеется, если ваш навык ремесла достаточно высок.

Еда и зелья
Приключения — тяжелая работа, и даже самым великим путешественникам трудно совершать подвиги на голодный желудок. Кроме фруктов, овощей, сыра, хлеба, жареной курицы и других деликатесов, вы сможете найти множество сырых продуктов, которые нужно еще будет приготовить перед употреблением. Например, убив гигантскую крысу, вы сможете добыть сырые крысиные ребрышки, а поджарив их у костра — полакомиться жареным крысиным мясом. Настоящие гурманы могут приготовить домашний хлеб, стейк из свинины, жареную рыбу и другие блюда.
Кроме еды, вам понадобится также питье — начиная от простой воды и вина, и заканчивая волшебными зельями и эликсирами на все случаи жизни. Имея необходимые навыки и ингредиенты, вы сможете сами составить магические зелья, которые помогут вам быстро восстановить жизнь, энергию или окажутся полезными в других случаях. Некоторые зелья сложнее прочих в изготовлении и требуют более высокого навыка ремесла. Общие принципы изготовления эликсиров приведены в трактате «Волшебные зелья», составленном Киро Безали.

Другие полезные предметы
Время от времени вы будете находить новые предметы: оружие, доспехи, магические кольца и т.д. Благодаря навыку ремесла вы сможете выяснить их свойства и использовать эти предметы. Изучение и использование некоторых предметов требуют довольно высокого навыка; поэтому не тревожьтесь, если не смогли выяснить свойства предмета сразу же: со временем, когда ваш навык ремесла возрастет, вы их узнаете.

К сожалению, невозможно предоставить здесь полный перечень всех предметов, которые вы можете найти в подземельях Аркса, поскольку их слишком много, поэтому придется ограничиться наиболее полезными из них.
КОЛЬЦО ДЛЯ КЛЮЧЕЙ. На это кольцо вы можете повесить все найденные ключи. Помимо того, что вы сэкономите место в сумке, вам будет гораздо удобнее использовать ключи: вместо того чтобы пытаться подобрать нужный ключ, вы просто используете кольцо с ключами, и нужный ключ автоматически откроет замок (если, конечно, у вас есть нужный ключ).
НАБОР ИНСТРУМЕНТОВ. Правильнее сказать — набор отмычек. С помощью этого предмета вы сможете открывать двери и сундуки, если ваш навык механики достаточно высок. Так же, как и оружие, инструменты изнашиваются при использовании.
ЯД. Яд пригодится вам, чтобы отравить оружие (если, конечно, у вас достаточно высокий навык ремесла).
Помните, что многие предметы в Арксе можно комбинировать друг с другом. Например, из палки с веревкой можно сделать удочку, а потом с помощью кинжала снова разобрать ее на составляющие. Не бойтесь экспериментировать, и тогда вам не придется покупать дорогостоящие предметы в магазине.

В Экзосте есть множество различных школ магии, но игроку доступна лишь одна из них, наиболее распространённая в Арксе — магия Эдерней. Колдующий направляет магическую энергию путём начертания в воздухе соответствующих рун мышью. В определённых сочетаниях руны составляют заклинания.
Магическая система основана на комбинировании 20 рун в определённом порядке. Для заклинания используется от 2 до 4 рун. Каждая руна представляет собой магическую команду. Например, руна огня — «Йок» — используется для сотворения всех заклинаний, имеющих отношение к огню.

Существует 10 кругов заклинаний, и только мудрейшие из магов могут творить заклинания высших кругов. Новые заклинания автоматически появятся в вашей книге заклинаний, как только для них будет собрана соответствующая комбинация рун. Но нужно помнить, что даже при наличии нужных рун заклинания высших кругов появятся в книге только при хорошо развитом навыке магии.

Заклинания мгновенного действия, такие, как «Огненный шар» и «Поиск ловушек», действуют сразу же после сотворения. Заклинания длительного действия, такие, как «Невидимость» или «Телекинез», постоянно требуют притока маны и действуют до тех пор, пока у персонажа не закончится магическая энергия. При сотворении заклинаний целевого действия, таких, как «Паралич» или «Смятение», необходимо указать цель, на которую будет обращено заклинание.

В игре задокументированы не все заклинания: помимо 41 официального, игроками было найдено ещё около 10 заклинаний. Также в игре существуют Слова Силы — коды, служащие, скорее всего, для отладки. Они наколдовываются путём рисования мышью стилизованных букв типа MAX, POM и т. д. При активации Слов Силы меняется внешность главного героя, а вокруг его тела появляется светящийся красный ореол.

Свитки.
Свитки содержат в себе подготовленные заклинания. Прочитав свиток, игрок не тратит ни времени на начертание рун, ни магической энергии. После использования свиток исчезает. Свитки можно купить в лавках или найти во время странствий. Цвет ленты на свитке обозначает, заклинание какого круга записано в нём.

Подготовка заклинаний.
Быстро чертить руны в бою проблематично, поэтому для удобства предусмотрено запоминание трёх заклинаний, которые могут быть в любой момент активированы горячими клавишами.

Кроме людей, в шахтах Аркса обитают ещё и другие расы, стараясь относительно мирно сосуществовать друг с другом и налаживать торговые сообщения.
Гоблины
Самая многочисленная раса, во многом благодаря высокой плодовитости. Глупы, но считают себя хитрыми. У Гоблинов есть свой язык, но большинство говорит на примитивном диалекте речи людей. Они всегда пытаются подловить на чём-нибудь собеседника, чем немало того раздражают. Гоблины лживы, трусливы и крайне ленивы. Союзниками людей они были лишь единожды во всей истории — во времена великого соглашения, когда помогали им строить подземное королевство, на время забыв о своей агрессивности. Но стоило работе завершиться, как они вернулись к старому образу жизни. Ни на какую мирную деятельность, кроме мелких спекуляций, гоблины не способны. Гоблинами управляет вождь. Живут они во всех пещерах Аркса, а их столица находится на третьем ярусе.

Тролли
Эта раса родственна гоблинам, но сильно от них отличается. Тролли слабовольны, медлительны, по своей природе не агрессивны, а скорее наоборот, доброжелательны. Обладают чудовищной силой и легендарной выносливостью. Обмануть тролля легко, но если на этом попасться, то вряд ли есть шансы выжить. Гнев троллей вошёл в поговорки. Они преимущественно работают на шахтах гоблинов, добывая для них самоцветы.

Крысолюди
Или крысюки. Общаются между собой писком и шипением. Давно утратили всяческий контакт с людьми. Раньше жили в канализациях городов. Сейчас же обитают в основном на седьмом ярусе. В бою крысюки чрезвычайно ловки, могут телепортироваться на небольшие расстояния, могут становиться невидимыми, пользуются отравленным оружием, могут метать его, и являются одними из лучших наёмных убийц.

Женщины-змеи (Сёстры Эдерней)
Одна из самый загадочных рас Экзосты. Они невероятно искусны в магии и даже считают, что они имеют отношение к возникновению магии как таковой. Научили людей выращивать под землёй скот и растения. Сами Сёстры представляют собой женщин с длинным змеиным хвостом вместо ног. Кожа змеиной части тела покрыта чешуёй. Руки и пальцы непропорционально длинные. Мужчин у них никто никогда не видел, и неизвестно как они размножаются. Верховодит ими Королева-мать. Их крепость находится на шестом ярусе.

Гномы
Лучшие кузнецы и техники, знатоки горнорудного ремесла. Перебрались под землю раньше остальных рас. Аркс расположен в одной из самых грандиозных шахт гномов. Сами же они ушли ещё глубже под землю и давно не появлялись во владениях людей. Большая часть гномов была убита Чёрной тварью, на которою они наткнулись, раскапывая одну из пещер в поисках мифрильной руды. Есть ли выжившие — неизвестно.

Гигантские крысы
Наиболее часто встречающиеся в шахтах монстры. Будучи голодными, агрессивны и нападают на людей. Их жареные рёбрышки часто употребляет в пищу местное население.

Пауки
Раскидывая свои паутины по всем шахтам, они являются довольно неприятными монстрами, поскольку их укус отравляет. Маленькие паучки не особо опасны, но в Арксе также есть и их старшие братья — гигантские пауки бирюзового цвета, убить которых достаточно сложно, а укус может прекратить земное существование любого зазевавшегося путника.

Летучие мыши
Повсеместно обитают в пещерах, не представляют особой опасности для жизни путешественника, доставляя лишь мелкие неприятности своим присутствием.

Големы
Создания магов. Представляют собой статую из твёрдых материалов, вроде железа и глины. Оживляют их при помощи светящихся кристаллов ярко-жёлтого цвета, которые называют сердцами големов. Сердца големов также являются сильными алхимическими ингредиентами, использующимися в зачаровании.

Драконы
Людям о драконах почти ничего не известно. Однако во всех трактатах, упоминающих драконов, отмечается, что у каждого дракона 4815 чешуек, ни более, ни менее. Присутствующий в игре Ледяной дракон четвероногий, с крыльями, растущими из спины.

Зомби
Никто не знает, что и кто принуждает мертвецов вставать из своих могил, но некая магия всё же заставляет их покидать гробы и охотиться в склепах в поисках тепла и крови. Зомби будет восставать снова и снова после смерти, пока им в грудь не воткнуть деревянный кол. При атаке отравляют игрока.

Мумии
Так же, как и зомби, относятся к восставшим мертвецам и обитают в склепах, но после убиения они не возрождаются. Владеют магией, могут парализовывать противника. Боятся огня и отлично горят.

Личи
Самые опасные и самые редкие среди восставших мертвецов. Могут накладывать проклятия, рассеивать магию, замедлять течение времени и парализовывать свою жертву. Часто охраняют тайники и сокровищницы.

Демоны
Не имеют постоянного вида и формы, приходят в мир через порталы, открываемые магами. Вызов демона чреват огромной тратой магической энергии, равно как и его присутствие, на которое мана также расходуется. Призванным демоном можно управлять.

Гигантские черви
На седьмом ярусе находится гигантский червь размером с автобус. Убив червя, в его останках можно найти меч и человеческие кости.

Незадействованные существа
В файлах игры есть модель осы или пчелы. Кроме того, одним из недокументированных заклинаний можно призвать гигантскую крысу либо, при очень высоком навыке магии и включенных словах силы, демонессу, атакующую игрока. Убив крысу (демонессу), можно получить немало очков опыта, а во втором случае ещё и меч с комплектом брони (включая лучший в игре шлем).